ВИДЫ ЖЕНСКОЙ ПРЕССЫ
(НА МАТЕРИАЛЕ ДВУХ ЖУРНАЛОВ)


Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика современной российской женской прессы
Глава 2. Сравнительный анализ журналов «Лиза» и «Космополитен»
Заключение
Список литературы


Введение


Российская пресса сегодня переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику. Особенно заметно это на примере так называемой женской прессы - газет и журналов для женщин. В советские времена женская пресса существовала, но в очень ограниченном количестве (всего два-три журнала), не удовлетворяя потребности в ней. С началом перестройки, в 90-х годах ХХ века количество изданий для женщин стремительно увеличилось; к собственно российским изданиям («Работница, «Крестьянка») примкнули западные переводные журналы («Бурда», «Elle»). На данный момент объем женской прессы достаточно велик, хотя и он по многим параметрам не удовлетворяет спрос покупательниц.
При существующем разнообразии изданий для женщин не всегда понятно, на кого, на какую целевую аудиторию рассчитан той или иной журнал или газета и какова вообще классификация современной женской прессы. В этой связи становится ясной актуальность темы данной курсовой работы – виды женской прессы. На примере двух изданий мы попытаемся выяснить, какие вопросы и темы волнуют современных российских женщин, и как это отражается в материалах – это цель нашей работы. При этом необходимо выполнить следующие задачи:
1. Описать историю появления женской прессы в России.
2. Описать содержательную специфику женской прессы и вытекающие из нее разнообразие видов изданий.
3. Проанализировать и сравнить двух «представителей» женской прессы.
При этом объектом исследования будут характерные, интересующие современных российских женщин темы, освещаемые в женской прессе. А предметом исследования – журналы «Лиза» и «Cosmopolitan» (русское издание). Выбор именно этих изданий неслучаен – на данный момент они являются наиболее популярными женскими журналами.
Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе мы охарактеризуем современное состояние российской женской прессы, во второй – сравним два женских журнала.


Глава 1. Характеристика современной российской женской прессы.



Женские издания в России появились еще в XVIII веке, но регулярно стали выходить в начале XIX века. Это «Журнал для милых», «Дамский журнал», «Аглая». После отмены крепостного права при активизации женского движения возникает в конце столетия три десятка новых женских журналов, в том числе «Рассвет» (универсальный, рассчитанный на широкую аудиторию), «Лучи» (для девушек), «Мой журнал» (для девочек), «На помощь матерям». Издаются журналы, адресованные профессиональным группам: «Вестник моды для портних», «Модный курьер», «Модистка», «Акушерка». Публикуются тематические издания: «Русская хозяйка», «Новый русский базар», «Модный свет», «Моды и рукоделия».
В советский период основными женскими изданиями стали журналы «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Кроме того, выходило 17 республиканских журналов и иллюстрированные журналы мод. После войны к ним добавились два международных журнала — орган Международной федерации женщин «Женщины мира» и советско-индийский журнал для женщин «Диалог».
До начала 90-х гг. структура женских изданий была достаточно стабильна. Интенсивное развитие этой группы изданий произошло в связи с переменами в российском обществе, ознаменовавшими последнее десятилетие XX в. По данным Российской книжной палаты, в 1997 г. для женщин издавались 24 газеты с разовым тиражом около 1 млн. 200 тыс. экз. и 22 журнала, имеющих разовый тираж свыше 1 млн. экз.
Потребность в женских изданиях и публикациях на женские темы в общей прессе диктуется общественными потребностями, местом и ролью женщины в процессах воспроизводства и функционирования социальной системы. Роли женщины в современном обществе широки и многообразны — от продолжательницы рода до общественной деятельницы, свободной творческой личности. В зависимости от типа общества и стадий его развития эти роли модифицируются, меняется их вес в обществе и общественном сознании.
В советские времена основными считались профессиональные функции женщины, и потому именно трудовая жизнь женщин была в центре внимания средств массовой информации: женщина с кайлом и лопатой, женщина у станка и с подойником, в классе и в кабинете поликлиники. Это было связано с тем, что человек воспринимался прежде всего как существо общественное.
В то же время и исконные роли продолжательницы рода, воспитательницы детей, хозяйки в доме занимали, судя по исследованиям, важное место не только в жизни, но и в общественном сознании и, следовательно, в женской прессе. Этим вечным ролям женщины она всегда уделяла и сейчас уделяет большое внимание.
Однако в период общественных перемен последнего десятилетия XX в. женщина начала чувствовать себя более свободной и осознавать свое равенство с мужчиной не только в производственной и общественной сферах, но и в семье и личной жизни. Этому содействовало и то, что были сняты прежние запреты в СМИ на темы интимной жизни, секса и т.п. Поэтому стали более заметными, акцентированными роли подруги, спутницы мужчины, сексуального партнера. Хотя по-прежнему женщина воспринимается обществом прежде всего как воспитательница детей, хозяйка в доме, хранительница семейного очага.
Другими словами, роли женщины и отношение к ним общественного мнения (соответственно отраженного в СМИ) качнулись по закону маятника — от производственных, бесполых к чисто женским, даже физиологическим, сексуальным.
Но маятниковая ситуация, ситуация крайностей, постепенно ослабевает, и в будущем женщина (по мнению экспертов — руководителей женских изданий) будет исполнять все свои многообразные роли. Возрастет ее влияние в обществе в качестве носительницы норм морали, нравственности, миротворицы, противницы войн и насилия, гаранта стабильности общества, защитницы природы, экологии, самостоятельной творческой личности, активно участвующей в профессиональной, деловой, общественно-политической жизни.
Одним из самых важных системообразующих признаков женской прессы является аудиторный. Женская аудитория по своей структуре так же многоуровнева и многопланова, как аудитория в целом: в ней есть разные возрастные группы, разные группы по профессиональным занятиям, типам интересов и т.п. Аудитория женской прессы не столь замкнута, как может показаться на первый взгляд. Исследования показывают, что в последние годы ее заметно пополнили мужчины, не мал и процент подростков и молодежи. Как правило, современная женская пресса является массовой, популярной, доступной людям самых разных возрастов, профессий, интересов.
Чтобы охарактеризовать аудиторию женской прессы, необходимо отметить социально-психологические особенности, своеобразие женской психики. Женщины, как правило, менее агрессивны, чем мужчины, но более подвержены стрессам, обидам, более чувствительны к несправедливости и лжи. С другой стороны, они более практичны, конкретны, менее амбициозны, более корректны в словесном выражении своих мыслей и идей, гибки, вариативны в поведении, адаптивны. Им свойственны развитое чувство эмпатии, сопереживания, душевности, уступчивости, более оптимистический взгляд на события. Женщины достаточно наделены интуицией, «быстрым ритмом душевной жизни», «богатством бессознательных душевных процессов», «крепостью организовавшихся ассоциаций». В их распоряжении всегда имеется запас «готовых суждений», аналогий, который облегчает понимание и оценку всякого нового факта. Женщина живет более внутренней, нежели внешней жизнью. Наибольшую роль в жизни женщины играет чувство, а не интеллект. Но именно благодаря «жизни преимущественно чувством» женщина в каждый данный момент являет собою более законченную и гармоничную, но в то же время более сложную и всестороннюю, чем мужчина, личность, потому что чувства, в отличие от идей, «гораздо легче совмещаются между собой» и «логика чувств не знает закона противоречия». Женщина по сравнению с мужчиной менее склонна в чем-либо проявлять инициативу, ей не по силам «натиск на мир», но зато она обладает большей устойчивостью при натиске мира на нее. Она эмоциональна, склонна к «аргументам чувств», а не к логическому доказательству. «Мужчина силен анализом, женщина — синтезом».
Данные, которые получены в результате анализа ответов руководителей женских изданий (исследование «Женская пресса и перспективы ее развития»), подтверждают выводы психологов и дополняют этот портрет новыми чертами: терпеливая, умеющая многое сносить, сочувствующая, способная сопереживать, сердечная, готовая помочь, открытая, общительная, работящая, духовная, исповедующая духовные ценности, обладающая развитой интуицией, эмоциональная, терпимая к недостаткам других людей, покладистая и легковерная, равно нацеленная на работу, самореализацию в профессиональной деятельности и в семье, одновременно склонная к новаторству и традиционная, консервативная, фантазерка и реалистка, религиозная и атеистка, беспечная и расчетливая, легкомысленная и серьезная, иногда не уверенная в себе, зажатая, покорная, зависимая.
В связи с коренными потребностями и характеристиками женской аудитории, ее социальными ролями в обществе важным системообразующим признаком женской прессы является ее целевое назначение. Оно вовсе не предполагает обособление женской аудитории, замкнутости в строго очерченных рамках узких «кастовых» интересов. Но женщины должны иметь свою трибуну, позволяющую аккумулировать те элементы бытия женщин, которые возникают и распространяются в будничной повседневности, становятся более или менее заметными на общем фоне.
Основные цели и задачи женской прессы заключаются в следующем: сообщать новости, относящиеся к жизни и деятельности женщин и женских организаций; изучать и выдвигать на обсуждение актуальные проблемы, связанные с женским вопросом и женским движением; отражать и формировать образ современной женщины; выражать и удовлетворять запросы женщин, их потребности и интересы; показывать роль женщины в обществе и семье; вырабатывать правильное понимание ее функций и назначения, а также необходимые практические навыки, умения и действия.
Одна из целей женской прессы — формирование инициативной, образованной, умной, милосердной, высоконравственной, духовно развитой личности. Отсюда вытекают задачи: просвещать женщин, расширять сферу их образования и воспитания; развивать в женщине высокие нравственные начала; совершенствовать ее вкусы; обогащать духовный мир.
Как правило, представительницы слабого пола испытывают потребность в моральной и психологической помощи. Поэтому среди задач женской прессы — морально-этическая и психологическая поддержка женщин, защита их прав, предупреждение различных стрессов, положительная эмоциональная разрядка, поиск выходов из усложненных жизненных ситуаций.
В последние несколько лет особенно заострилась в качестве важной цели женской прессы проблема укрепления семьи. На первый план выдвигается задача не только привлекать внимание к проблемам материнства и детства, но и помогать решать их, содействовать укреплению прав человека в семье, сплачивать семью, развивать родственные связи, национальные традиции, обычаи.
В жизни любой женщины есть потребность в добром совете, полезной рекомендации, особенно когда это касается воспитания детей, здоровья членов семьи или ведения домашнего хозяйства. Поэтому содействие укреплению здоровья женщин, организация обмена опытом (житейским, трудовым, социальным), освещение специфических интересов женщин, развитие их самодеятельности входят в круг основных задач женской прессы.
Женская пресса призвана реализовывать применительно к своей аудитории все функции: просветительскую, воспитательную, организаторскую, психологической поддержки, консультационную.
Эти основные функции и особенности женской прессы модифицировались во времени в связи с изменением ролей женщины в обществе, с переменами, произошедшими в самом обществе и СМИ. Так, исследование динамики задач женской прессы показывает, что в советское время их круг был достаточно узок и сосредоточивался на помощи в выполнении семейных ролей и овладении практическими полезными навыками, просвещении и сохранении здоровья.
В постсоветское время этот перечень стал более широким, но на первое место вышла функция, которой не было в прошлые годы, — «помогать адаптироваться в новых рыночных условиях». Большую, чем прежде, значимость приобрела охрана здоровья женщин, их психологическая поддержка. Возрастает значение таких функций, как защита гражданских и социальных прав, консолидация, укрепление авторитета женщин, изменение отношения к ним в обществе и семье, формирование общественного мнения женщин.
Тематическое содержание женской прессы тоже отличается своеобразием. Особое внимание уделяется вопросам морально-этического свойства, истории, религии, искусству, т.е. всему, что связано с духовным развитием человека.
Современные издания для женщин чаще всего поднимают такие темы, как охрана материнства и детства, роль женщины в семье, здоровье женщины, ее психологическое самочувствие и нравственное состояние, милосердие, права женщин, социальное положение женщины, ее труд, материальное обеспечение, участие женщин в экономическом развитии страны и управлении государством, женщина в быту, полезные советы и практическая помощь ей, взаимоотношения полов, культура секса, духовный мир женщины, ее эстетические вкусы, женщина в литературе, истории, искусстве, рукоделие, мода.
Хотя многие женские издания объявляют себя вне политики, но и эта сфера освещается в них через восприятие женщины. В фокусе внимания находятся и вопросы экономического, правового, религиозного образования. Анализируются опыт и формы организации женского движения, феминистские концепции, международные связи.
В наборе обязательных материалов все меньше становится публикаций о так называемых производственных успехах и престижных профессиях. Более важной становится информационная помощь в адаптации женщин к рыночным реалиям. Пришли на страницы изданий и новые герои — женщина-коммерсант, современный государственный деятель. Значительная площадь отводится «семейным страницам».
В последние годы появились и темы, которые долгое время считались непубличными или второстепенными, например сексуальные отношения. В современных изданиях велика доля публикаций о моде, одежде, украшениях, о взаимоотношениях мужчин и женщин, любви и сексе, о светской жизни, женской элите, о содержании квартиры, дизайне и ремонте, сфере обслуживания, торговле и услугах, о финансовом положении семьи.
Объективные и субъективные причины, связанные главным образом со сложной общественной ситуацией, не позволяют женским изданиям в полной мере освещать проблемы, которые насущно важны для женщин. Особенно это касается адаптации к рынку, женских и детских проблем, порожденных трудным временем.
В связи с особенностями женской аудитории, ее психологического склада женским изданиям присуща своя характерная стилистика, которую возможно отнести к системообразующим признакам прессы для женщин. Характер женской прессы требует особой мягкой тональности, доброжелательного душевного настроя.
При выборе манеры общения с читателем предпочтение отдается задушевной беседе, контактным приемам, которые находят отклик в душе, ведут к взаимопониманию, ориентируют на совместные размышления.
Социологические исследования показывают, что женская аудитория выберет скорее публикацию, написанную в доверительном тоне, чем деловую, предпочтет материал, адресованный к эмоциональной сфере, а не к рациональной.
Обобщая информацию о характере женских изданий, можно выделить следующие особенности: с одной стороны, душевность, положительный настрой, эмоциональность, близость к своей аудитории, доверительный диалог с нею, ориентированность на совместные размышления о жизни, на просветительские, духовные устремления женщин, а с другой — удовлетворение практических, прикладных интересов женской аудитории.
Изданиям для женщин не противопоказаны никакие жанры. Но предпочтителен выбор таких, которые позволяют наилучшим образом учесть особенности женской аудитории. Поэтому активно используются диалог, интервью, беседа, острая публицистическая или проблемная статья, портретный очерк. К числу весьма распространенных форм относятся информационная смесь, малые формы прозы и поэзии.
Следует отметить популярность эпистолярных жанров, переписки с читателями. У большинства женских изданий имеется богатая почта. Письма читателей публикуются на страницах журналов и газет. Но даже не будучи опубликованными, они служат источником, поводом для актуальных выступлений, журналистских командировок, конструктивным основанием в разработке той или иной темы. Весьма распространена в женской прессе справочная информация (советы, консультации). Встречаются очерки и зарисовки, хотя они практически исчезли из изданий общего направления. Популярны различные тесты, анкеты, игровые формы и юмор.
Есть отличия и в оформлении изданий. Они ориентируются на привлекательный, но спокойный и сдержанный дизайн, избегая излишней яркости и крикливости.
Живой, красочный стиль женской прессы во многом определяют иллюстрации. В некоторых изданиях они занимают иногда до 60% общего объема материалов, особенно в журналах. Порой иллюстрации несут большую функциональную нагрузку: расширяют знания читателей о заинтересовавшем их предмете, воспитывают эстетически.
Своеобразно преподносится и реклама. Она ненавязчива, часто оформляется с большим изяществом, эстетически привлекательно и тактично. Рекламируются прежде всего товары, которые могут найти наибольший спрос у женщин, предназначенные для использования в семье, личном хозяйстве.
Ценностные ориентиры, концептуальные особенности, место и роль в обществе, направленность в воздействии на читателя и структурно-содержательные аспекты отображения действительности, которые отбирает для себя современная женская пресса, и образуют ту нишу, которую она заняла как подсистема российских СМИ. Все вышесказанное позволяет охарактеризовать типологическую структуру женской прессы, которую можно разделить по нескольким основаниям.
По виду изданий женская пресса делится на:
- журналы («Elle», «Маруся», «Мир женщины», «Лиза», «Женский клуб», «Космополитен» и др.);
- еженедельники («Сударушка» и др.);
- газеты («Москвичка», «Натали» (Санкт-Петербург), «Анхен» (Калининград), «Женские игры» (Волгоград), «Сююмбике» (Казань) и др.);
- дайджесты («До и после 18-00»);
- бюллетени («Вы и мы» и др.);
- практические руководства («Бурда» и др.);
- приложения к различным изданиям (вкладки, тетрадки, «газеты в газете»: «Домашний калейдоскоп» в «Работнице», «Лиза Beauty» в «Лизе», «Космополитен Beauty» в «Космополитен»и т.д.).
Среди приложений есть и выходящие в виде самостоятельных изданий («Обыватель» — приложение к «Крестьянке»). Часто дочерние приложения становятся самостоятельными. Например, «Сударушка» появилась как приложение к «Вечерней Москве», «Дочки-матери» — как приложение к «АиФ», а затем они стали распространяться по всей России и за ее пределами.
По региону распространения женские издания делятся на:
- всероссийские, распространяемые по всей территории страны («Крестьянка», «Работница», «Женское счастье» и др.);
- республиканские («Женщина», «Сююмбике» (Татарстан) и др.);
- региональные, распространяемые в одной или нескольких областях (тюменская «Сударыня» и др.);
- городские («Яблоко» (Саратов) и др.),
- международные («Космополитен», «Elle» и др.).
По аудиторному признаку женские издания предназначены либо массовой, либо специальной аудитории и образуют следующие группы:
- адресованные всем женщинам России («Работница», «Крестьянка», «Сударушка»);
- адресованные региональным или этническим женским сообществам (например, «Женщины Дагестана»);
- адресованные различным возрастным группам (например, подросткам и молодежи — «Маруся», «Yes», «Cool Girl», Женщинам среднего активного возраста — «Космополитен», «Elle»);
- адресованные женщинам-матерям («Няня», «Мамина газета», «Мой малыш»);
- адресованные семье («Домашний очаг»);
- адресованные представительницам различных женских профессий (например, «Супермодель»);
- адресованные женщинам с высоким уровнем дохода («Harper's Basaar», «Elle»).
По целевому назначению женскую прессу можно разделить на издания:
- общесоциальной направленности («Работница», «Москвичка»);
- просветительные, образовательной направленности («Сударушка», «Женский клуб»);
- информационно-познавательные («Венера-пресс») и проблемно-информационные («Диалог»);
- развлекательные («Маруся», «Cool Girl»);
- прикладные, практические (журналы мод и т.п.);
- рекламно-информационные (например, «Алиса»).
По предметно-тематической специализации можно выделить издания общесоциальной направленности и специализированные по тому или иному кругу тем и проблем (например, издания, посвященные семье и школе (газета «Мы и наши дети», выходящая в Хабаровске) или здравоохранению (журнал «Здоровье для женщины»), профессионально-ориентированные и одновременно популярные («Ton-модель» и «Салон»), литературно-художественнные (журнал «Атлантида» Лиги писательниц России). Особую группу составляют журналы мод и издания, популяризирующие технику шитья, рукоделия, ведения домашнего хозяйства, художественного творчества и мастерства.
Если говорить о периодичности женской прессы, то больше всего насчитывается ежемесячных журналов и еженедельников, меньше газет и пока совсем нет ежедневных изданий.
По объему издания традиционно «тонкие» («Берегиня») и «толстые» («Женский клуб»). Формат у одних в последнее время увеличен («Крестьянка»), у других уменьшен («Мир женщины»).
Большинство изданий выходит на русском языке, но есть и национальные издания. Некоторые издаются на двух, а порой и на нескольких языках («Мир женщины», «Женщины Дагестана» и др.).
Немало журналов, выходящих на русском языке, основаны зарубежными издательскими фирмами и являются русскоязычными версиями известных западных изданий («Космополитен», «Elle», «Домашний очаг» и др.).
Формат журналов, как правило, А-4 до 80-100 страниц, формат газет А-3 от 4 до 24 страниц. Печать цветная, многие журналы печатаются за границей, тиражи разные — от нескольких тысяч до нескольких сотен экземпляров.
Перспективы развития женской прессы — вопрос сложный. В значительной мере ее будущее зависит от того, как будет развиваться страна. Однако руководители женских изданий считают, что в дальнейшем будут создаваться прежде всего специализированные, узконаправленные издания, ориентированные на те аудиторные и тематические ниши, которые еще не закрыты существующими изданиями (разные возрастные, профессиональные, социальные категории читателей, журналы с прикладной тематикой). В регионах скорее всего будет развиваться женская пресса общесоциальной направленности, которой пока мало.


Глава 2. Сравнительный анализ журналов «Лиза и «Космополитен».



На данный момент наиболее популярными женскими изданиями являются два журнала – «Лиза» издательского дома «Бурда» и «Космополитен» («Индепендент медиа»). Их популярность определяется тиражом (около миллиона экземпляров), рекламной раскруткой на телевидении, обилием разнообразных конкурсов, связанных с этими журналами, ну и, конечно, актуальностью печатаемых материалов.
Интересно, что оба журнала не являются собственно российскими, а представляют из себя адаптированную версию западных изданий: «Лиза» - немецкого, «Космополитен» - американского. Стремительно нарастающая популярность, пришедшая к западным женским журналам в начале 90-х годов, не уменьшилась и сейчас, что говорит о высоком профессионализме этих изданий.
Вот как сами журналы рассказывают о себе.
«Космополитан» - самый популярный в мире журнал для молодых женщин. Известный своим ироничным тоном и независимым стилем, «Космополитан» помогает молодым женщинам решать свои проблемы, осуществлять мечты и добиваться поставленных целей. Образ "девушки в стиле Космо" вдохновляет миллионы женщин.
«Космополитан» был основан в 1886 году в Нью-Йорке компанией "Шлихт энд Филд" как журнал для высшего общества. Издание меняло хозяев несколько раз, пока в 1905 году его не выкупил легендарный Вильям Рэндольф Херст. Он сделал «Космополитан» литературным журналом, сочетавшим статьи с великолепной прозой. На его страницах впервые печатались рассказы Фолкнера, Хемингуэя, Моэма.
С наступлением 1960-х годов читатели постепенно стали терять интерес к «Космополитан». И примерно в это же время Хелен Герли Браун, автор нашумевшей книги "Секс и одинокая женщина", предложила компании Херста создать журнал для молодых целеустремленных женщин. В 1965 году Браун стала главным редактором журнала «Космополитан» и вошла в историю издательского бизнеса. Новая версия журнала привлекла огромное внимание читателей и рекламодателей, и с тех пор слава «Космополитан» продолжает расти. «Космополитан» перестал быть просто журналом - он стал стилем жизни.
Первый номер российского «Космополитан» увидел свет в мае 1994 года и сразу произвел сенсацию. Главные редакторы журнала - Елена Мясникова и Эллен Фербеек, создали российский бестселлер, успешно используя формулу международного брэнда. Российское издание, выходящее тиражом 700 000 экземпляров, объединяет более 2 000 000 читальниц. "Девушка в стиле Космо" молода, независима и энергична, она сама выбирает свой путь и добивается успеха. А журнал помогает ей советами о красоте, здоровье, моде и макияже, отношениях и сексе, карьере и спорте.
Совокупная читательская аудитория «Космополитан» в России составляет более 2 000 000 человек!
По оценкам развития рынка, продвижение в регионы является одним из самых перспективных направлений развития бизнеса в России в ближайшие годы.
«Лиза» («Все краски жизни для тебя!») - классический женский журнал. В России появился в 1995 году как одно из изданий немецкого издательского дома «Бурда». «Лиза» открывает своим читательницам волшебный мир моды и красоты. Журнал рассказывает, как сохранить молодость и привлекательность, как реализовать себя, отвечает на вопросы о сокровенном. Интервью со звездами; современная, практичная мода; советы по здоровью и психологии; секреты макияжа; предложения по декору, которые могут быть реализованы в любой квартире; обширная рубрика кулинарных рецептов; материалы о людях и судьбах; раздел путешествий; свежий взгляд на любовь и партнерство - все это заинтересованный читатель найдет в журнале «Лиза». Еженедельно кроссворды, юмор, розыгрыши призов. «Лиза» - это журнал с традициями и интересной информацией для современной женщины!
Как мы видим, оба журнала имеют и общие и отличительные черты. По региону распространения «Лиза» является всероссийским, «Космополитен» - международным журналом. По аудиторному признаку – адресованы всем женщинам, хотя «Космополитен» все же ближе женщинам с более высоким уровнем дохода. По целевому назначению «Космополитен» ближе к развлекательным, а «Лиза» к прикладным-практическим изданиям, хотя они соединяют в себе и те, и другие стороны. По периодичности выхода – «Лиза» выходит каждые две недели, «Космополитен» - раз в месяц. По объему издания – 70 – 80 тонких страниц в «Лизе», «Космополитен» - 150 – 160 толстых глянцевых страниц.
Основные составляющие материалов обоих журналов – это мода, косметика, отношения с людьми, секс. В связи с первыми двумя составляющими на страницах журналов очень много специфической «женской» рекламы – средства личной гигиены, косметика, специализированные магазины, салоны красоты, книги по уходу за телом, лекарства, бытовая химия, в последнее время появилась реклама сотовых операторов; в журнале «Космополитен» также можно увидеть рекламу дорогих сортов алкоголя (как правило, коньяка) и табака. Журнал часто проводит рекламные акции для своих читателей – предлагает попробовать новый крем, духи, проводит конкурсы красоты, конкурс на самые интересные письма и т.д.
В обоих журналах задан определенный список тем, которыми обязаны интересоваться читательницы – модные тенденции (что носить в этом сезоне, какие цвета актуальны и т.д.), отношения между мужчиной и женщиной (в виде историй жизни и комментария к ним), отношения на работе, уход за собой (за лицом, за телом, за мыслями), новинки популярной музыки и новые модные книги.
Журнал «Лиза» больше уделяет внимание «семейной» тематике – взаимоотношениям между матерью и ребенком, между мужем и женой, между женщиной и ее родственниками; подробнее пишет о «домашнем» уходе за собой. «Космополитен» же чаще обращается к дорогой косметике, элитным косметическим салонам; к взаимоотношениям не семейным – отношениям влюбленных, живущих вместе молодых людей, отношениям подруг. В целом «Космополитен» выражает интересы более молодых, обеспеченных, более западно ориентированных девушек-молодых женщин.
Журнал «Лиза» вообще производит впечатление более иллюстративного – в нем очень много фотографий и не так много текста. Это соотносится с его задачами – постараться осветить основные модные тенденции сезона и обратиться ко всем сторонам жизни современной женщины. Это проще и нагляднее сделать с помощью визуальных, а не словесных образов. «Лиза» развлекательнее – помещает кроссворды, обещая разгадавшим призы. Несомненно, это всего лишь определенный маркетинговый ход, но в «Космополитене» он немыслим.
Журнал «Космополитен» всегда – а сейчас особенно - преподносил читательницам скорее образ жизни – молодой, преуспевающей женщины, которой, чтобы быть, успешной, необходимо носить такую-то одежду, использовать такие-то духи и дезодорант, выстраивать определенные отношения с близкими, бывать за границей и т.д. «Девушка Космо» - это состоявшаяся девушка, та, которой завидуют (такой образ был выстроен в телерекламе журнала), независимая и обеспеченная. Она смотрит актуальное кино (в журнале – интервью с актерами), слушает актуальную музыку (интервью с музыкантами), даже интересуется политикой (интервью с женщинами-политиками).
В целом «Космополитен» - типичный глянцевый журнал, предмет роскоши, достаточно дорогой по цене и описывающий роскошный образ жизни и определенную жизненную философию. Несмотря на это, в нем есть и глубокие, продуманные материалы и неожиданные журналистские находки, к примеру, «Космо – экстрим», когда журналистка намеренно ставила себя в нестандартные условия и описывала то, что из этого выходило.
Для иллюстрации приведем небольшие отрывки из статей:
«Космополитен»: «Ты прочитала неожиданную книжку? Посмотрела кинофильм, поразивший твое воображение? Или до сих пор находишься под впечатлением от новой музыки? Поделись своими эмоциями с другими! Напиши рецензию, но только не слишком длинную, ведь эмоции переполняют многих. Потом мы устроим голосование и выберем топовую книгу, фильм и CD недели. Так ты поможешь окружающим не утонуть в море культурной информации и проявишь себя с лучшей стороны!»
«Лиза»: «ты расстроена: поссорилась с любимым, шеф дал несправедливый нагоняй – да мало ли неприятностей поджидает нас на каждом шагу? Или, наоборот, произошло радостное событие и тебе не терпится поделиться новостью с окружающими… каждого из нас время от времени тянет пооткровенничать, чтобы услышать слова одобрения и поддержки и получить мудрый совет. Но всегда ли это следует делать?»
Видна разница между интонациями обращения к читательницам: в первом случае это эмоциональное, броское послание, предназначенное для молодой и активной девушки. Во втором – рефлексирующее, спокойное, для женщины постарше.
Оба журнала довольно многое дают российской женщине, хотя и не освещают многие насущные проблемы, связанные с социальными проблемами. Они поверхностны в своих интересах, но красочные иллюстрации, доверительные интонации, новинки из мира моды и косметики, интервью со знаменитостями позволяют прикоснуться к недостижимому для многих миру здоровья, успешности, богатства, что не уменьшает тиражи этих журналов и интерес к ним.


Заключение



В нашем исследовании мы проследили путь женской прессы в России и определили ее характерные особенности. Это, во-первых, появление новых видов прессы, когда в период общественных перемен последнего десятилетия XX в. женщина начала чувствовать себя более свободной и осознавать свое равенство с мужчиной не только в производственной и общественной сферах, но и в семье и личной жизни. Одним из следствий этого стало появление таких журналов как, к примеру «Космополитен».
Задачей российских женских журналов всегда было — формирование инициативной, образованной, умной, милосердной, высоконравственной, духовно развитой личности. Отсюда вытекают задачи: просвещать женщин, расширять сферу их образования и воспитания; развивать в женщине высокие нравственные начала; совершенствовать ее вкусы; обогащать духовный мир. Однако в нашем исследовании мы рассматривали журналы, являющиеся адаптированными аналогами западных женских журналов. Именно они сейчас наиболее популярны среди российских женщин, хотя и далеко не всегда отвечают заданной цели.
Сравнивая журналы «Лиза» и «Космополитен», мы выяснили, что они преподносят читательницам определенный образ жизни, которому должна следовать успешная женщина. Этот образ дается в визуальных, словесных образах, даже через рекламу. Далеко не всегда он отвечает реальному положению вещей в обществе, но это идеал, к которому стремятся женщины разных возрастов.
Эти журналы освещают достаточно ограниченный круг тем, но теряют своей аудитории, поскольку темы (здоровье, семья, мода) актуальны для женщины всегда. Судя по популярности исследуемых журналов, женщин прежде всего занимает собственное благополучие и привлекательность. Проблемы социального характера, не менее актуальные, относятся на второй план.
Таким образом, развлекательные и практические виды женской прессы могут считаться наиболее перспективными для развития.

Список литературы



1. «Космополитен», №2/2004, 3 февраля.
2. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Учебное пособие. Ульяновск, 2000 г.
3. «Лиза», №43/2002, 21 октября.
4. «Лиза», №14/2004, 29 марта.
5. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (учебное пособие). М., Изд-во МГУ, 1999 г.
6. Свитич Л.Г. Женская пресса и перспективы ее развития. М.: АСТ-пресс, 2002 г.
7. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов/Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2001 г.


Hosted by uCoz