Новая киномифология



Жили-были на белом свете четыре совсем недобрых молодца. Звали их Кот, Ошпаренный, Рама и Килла. На широких российских просторах жили они не тужили, пока не случилась с ними конкретная засада. Вот примерно такими словами могли бы рассказывать своим внукам дедушки и бабушки о том, что случилось в начале XXI века в российском фильме «Бумер».
После первых 15 минут фильма у меня появилось сильное желание встать и уйти – откровенная чернуха, поток мата, льющийся с экрана, отнюдь не способствовали внимательному просмотру. Но потраченные на билет деньги жгли совесть, и желание уйти пришлось задавить. Как оказалось, досмотреть стоило. Хотя бы для того, чтобы стать свидетелем творения мифа.
Завязка чрезвычайно проста. Четыре друга-бандита угнали БМВ – «бумер» на их слэнге. Машина очень дорогая, хозяин поднимет на ноги всех своих людей – поэтому необходимо вместе с ней отсидеться где-нибудь, где нет лишних глаз. Большая часть фильма – путешествие, из Москвы в российскую глубинку – провинциальный городок с характерным названием Полынь. По дороге с ними происходит ряд событий. Так что можно считать «Бумер» настоящим road movie, поскольку этот прием позволяет авторам фильма высказаться по поводу многих вещей. Очень простая фабула, наличие четырех действительно характерных героев и что-то еще, неуловимое и невыразимое, заставили проникнуться совершенно чуждой обывателю атмосферой разборок, стрелок и тому подобных примет быта крутых ребят – с определенного момента становится ясно, что все это не зря, не просто так, что непременно случится что-то – плохое ли, хорошее.
Тоскливые российские пейзажи, диковатые лица главных героев (да и не главных тоже), бьющие в глаз приметы совкового капитализма российской глубинки – все это с в итоге приводит к одной мысли: вперед, вперед, не останавливайся, ни задумывайся ни о чем – тогда ты спасен в том мире, в котором живут наши герои. Задержка в пути привела к катастрофическим последствиям. События цеплялись одно за другое, и, в конце концов, слипшись в снежный ком, раздавили почти всех. Этот фильм – собрание городских легенд, новая мифология, порой почти сказочное повествование – чего стоит хотя бы визит к деревенской целительнице Собачихе. Она, по всей видимости, призрак, образ матери, без которой нельзя, которая всегда поможет, накормит, умоет своих непутевых сыновей (поставив на ноги раненого бандита, Собачиха снова возвращается в небытие – до нового визита). Вереница ярких персонажей – анекдотический милиционер, трудолюбиво грабящий героев, непутевая (но красивая) деревенская девица, совершенно жуткая в своей достоверности компания бомжей, дальнобойщики – полуживотные-полулюди – почти былинные, но в тоже время очень знакомые персонажи.
Заканчивается действие именно так, как и бывает в жизни – двое погибают, один попадает в тюрьму, другой сбегает, бросив товарищей в беде. Никаких нарочито счастливых концов (а бывают ли они в нашем кино?), все просто и ясно – «убьют вас всех ни за что».

Сергей Шнуров, чья музыка звучит в фильме, в конце мастерски свел воедино все музыкальные темы, соединив их в одну, грустную и ерническую одновременно. И совершенно уместно вписался в финальную мелодию звонок мобильного телефона, весь фильм преследовавший одного из героев – все не случайно, не зря и не просто так.

Hosted by uCoz