Одна из самых известных английских писательниц, Антония Сьюзан Байет родилась в 1936 году. Она закончила Кембридж, училась в Лондонской школе искусств и дизайна, преподавала английскую и американскую литературу в Лондонском университетском колледже, пока в 1983 году полностью не посвятила себя литературе. Как превосходный критик и писатель, в 1990 году Байет была удостоена Букеровской премии за повесть «Одержимость».
Рассказ «Стеклянный грот» опубликован в сборнике «Джинн в соловьином глазу». Лондон, 1987 г. На русском языке - Антония С. Байет. Ангелы и насекомые: Морфо Евгения. Ангел супружества / Пер. с англ. Михаила Наумова. - М.: Издательство «Независимая Газета», 2000, 416 с.
Это собрание из пяти новелл, четыре довольно короткие, и пятая – по объему почти повесть. Рассказ «Стеклянный гроб» появлялся ранее в повести «Одержимость». Он напоминает сказку даже своим зачином – «Давным-давно…».
Ее истории аутентичны, но это не просто сказки на ночь, (и не просто обычные рассказы Байет). Воображение Байет - не слишком неправдоподобно, и она использует форму сказки, чтобы создать приятные небольшие истории. Довольно умные и вдумчивые, иногда, возможно, слишком умные.
Суть сборника в новелле, которая является самой удачной его частью.
Байет преподносит историю в виде сказки, и это работает особенно хорошо при описании 20-го века. История убедительна, и представлена красиво.
Редко можно найти человека, который не читал и не слышал сказок. Большинство детей растет с Золушкой, Пиноккио, Белоснежкой и Спящей Красавицей». Стеклянный гроб» - сказка, очень похожая на «Белоснежку и семь гномов» и «Спящую красавицу» и написана от имени старой героини Байет - Кристабел Ламотт.
В рассказе много деталей относительно жизни Ламотт. В первой половине книги, наш современник Фергус Вулфф выражает интерес к работе Кристабел Ламотт, "Фея Мелусин". Вулфф пытается разыскать женщину, которая посвятила жизнь изучению работ Ламотт. Используя психоанализ как основу, Байет показывает неосознанные желания Кристабел Ламотт "Стеклянном гробе".
Ею использованы работы Жака Лакана, который, основываясь на концепции Зигмунда Фрейда, создал собственную теорию психоанализа. Первая стадия в развитии сознания - стадия зеркала, которую составляют первые чувства ребенка - отчуждение ощущение себя. Другой аспект, критический по отношению к психоанализу Лакана - язык. Согласно Лакану, несознанные желания представлены через язык. Человек имеет потребность рассказывать истории, и это означает, что все истории, письменные или устные - поводы для неосознанного желания в пределах текста. Поэтому они существуют для читателя. В «Стеклянном гробе» Кристабел Ламотт пишет о некоем портном, который путешествует в поиске работы. В лесу он находит дом и стучит в дверь, чтобы предложить свои услуги.
Старик с рычащей серой собакой открывает дверь. Он не хочет впустить портного, поскольку боится воров. Скоро собака, Отто, успокаивается, и старик убеждается, что портной является честным человеком. Чтобы получать чистую кровать на ночь, портной должен помогать старику в работе по дому.
В ожидании ужина портной кормит всех животных в доме: петушка и его курицу, козла, кота, корову, и конечно собаку. Из-за его доброты к каждому в доме старик позволяет портному выбрать один из трех подарков: кожаный кошелек с монетами, большой кухонный горшок, и стеклянный ключ. Портной выбирает ключ, и тут начинаются приключения.
Вместе с западным ветром и с куриными перьями портной попадает в подземелье. Там он находит стеклянные фляги и бутылки, стеклянный купол с замком и лесом внутри, и стеклянный гроб. В гробу находится молодая женщина с длинными золотыми волосами. Отперев стеклянным ключом гроб, портной освобождает девушку.
Он целует ее. Она просыпается, и сообщает ему, как она была помещена сюда. Злой фокусник захотел разрушить ее жизнь и жизнь ее брата-близнеца. Они оба поклялись никогда не жениться и остаться навсегда друзьями. Когда она отказалась выйти замуж за фокусника, он превратил ее брата в серую собаку, поместил ее в стеклянный гроб, их замок в купол, а всех других людей королевства в стеклянные фляги и бутылки.
Как только девушка заканчивает свою историю, появляется фокусник, и портной убивает его стеклянной щепкой от расколотого гроба. Мир, заключенный в стеклянные фляги, бутылки и купол оживает. Брат и сестра воссоединяются. И вместе с портным они живут долго и счастливо.
Судя по названию, "Стеклянный Гроб", и его фактическая роль в повествовании имеет отношение к Кристабел Ламотт. Также, как девушка заключена в стеклянный гроб, заключена и Ламотт. Стеклянный гроб - это ее отношения с компаньонкой, Бланш Гловер.
Это - одна из двойных функций стекла в рассказе. Другой символ - отношения Ламотт и "яйца", в котором Ламотт и Гловер существовали. Яйцо, которое является их отношениями, было очень сильным и независимым - подобно твердой скорлупе настоящего яйца. Однако это яйцо было очень хрупко, потому что дружба, подобная их дружбе, в то время встречалась редко.
Стеклянный ключ в рассказе также символ, он выпускает молодую женщину из гроба. Этот ключ – литературное отражение отношений между Ламотт и ее новым другом, поэтом Рандолфом. Подобно возможности стеклянного ключа открыть стеклянный гроб, то же делает и Рандолф, он разбивает товарищеские отношения между Кристабел Ламотт и Бланш Гловер. В отношениях между этими двумя женщинами очень важно показать, что они не нуждаются в мужчине.
Но Ламотт в мужчине нуждается. Она нуждается в Рандолфе, точно так же как молодая женщина нуждалась в портном, который освободил ее. В рассказе девушка и портной обсуждают проблему поцелуев как обещания. Также между Рандолф и Ламотт обещают друг другу стать большим, чем только друзья.
Счастливый конек, когда молодая женщина, ее брат-близнец и портной живы и счастливы - конечное желание Кристабел Ламотт. Подсознательно она хотела бы иметь рядом Рандолфа и Бланш Гловер. Они могут жить с нею как одно большое счастливое семейство.
В некотором смысле Бланш Гловер - подобна брату-близнецу девушки в рассказе. Подобно дуэту брата и сестры, Кристабел Ламотт и Бланш Гловер клялись никогда не выходить замуж навсегда остаться друзьями. Они были современными женщинами, знали, чего хотят от жизни, пока они не ступили на кривую дорожку.
В конце концов, неосознанные желания Кристабел Ламотт никогда не исполнятся, потому что Бланш Гловер совершает самоубийство, и это не перенес Рандолф, чьего ребенка она носила.
Стадия зеркала опказана, когда Ламотт понимает, что она и Гловер - два очень и похожих, и различных человека, и что она имеет интерес и к другим людям. Для нее трудно согласиться с этим фактом, и именно поэтому она хочет тогда заключить свои отношения в "яйцо".
Рассказы Байет красиво построены, в них много симпатичных образов и тонкого женского языка. Книга написана наглядным и лирическим языком, создавая истинное чувство присутствия в стране маленьких существ и волшебных случаев.

Hosted by uCoz