Содержание


Введение
Глава 1. Теоретические основы аудиторской деятельности
1.1. Сущность и виды аудиторской деятельности
1.2. Правовое регулирование
1.3. Подготовка документации
Глава 2. Методика проведения аудиторских проверок
2.1. Проведение обязательных или инициативных аудиторских проверок
2.2. Абонементное годовое обслуживание предприятий
2.3. Восстановление бухгалтерского учета и отчетности
Глава 3. Сравнительный анализ деятельности российских и зарубежных аудиторских компаний
Заключение
Список литературы

Введение



В связи с планомерным переходом России от государственного регулирования экономики к рыночным отношениям, постоянным возникновением новых негосударственных структур, в том числе акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, частных и акционерных банков, страховых организаций и других финансовых институтов, в основе которых лежит частный капитал, в России объективно возникла необходимость создания института аудиторской деятельности. Потребность внутрироссийского рынка в профессиональном аудите возникает по следующим основным причинам:
- необходимость создания условий, обеспечивающих экономическую устойчивость предприятия, дающую соответствующие гарантии собственникам (акционерам, товарищам, пайщикам), кредиторам предприятия и потенциальным инвесторам в сохранности и преумножении их собственных вложений;
- стремление растущих и развивающихся предприятий к саморегулированию и оптимизации своей финансово-хозяйственной деятельности;
влияние объективных процессов развития предпринимательства и рынка в России.
В связи с этим становится очевидной актуальность исследований, посвященных аудиту в России.
Цель работы – показать основные моменты в процессе становления, современном положении российского аудита. Частные задачи, требующие решения в процессе исследования:
1. Определить сущность и виды аудиторской деятельности.
2. Осветить правовое положение аудиторских компаний.
3. Сравнить положение российских и зарубежных аудиторских компаний на российском рынке.
Поставленная цель и задачи определили структуру работы – она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В работе использовалась разнообразная учебная литература, учебные пособия, книги и статьи из специализированных журналов. К примеру, в учебниках - Ковалева О.В, Дж. Мориса, Бойнтона В.С. – даны основные правовые положения аудита в России, перечислены виды аудита и др. Использована статья Колибабы О. В. «Аудит основных средств предприятия» из журнала «Аудиторские ведомости» (№ 12, 1999), в которой уделено внимание основным ошибкам, встречающимся при ведении бухгалтерского учета основных средств и начислении амортизации и приведена схема записей на счетах бухгалтерского учета по операциям с основными средствами.
В учебных пособиях Дж. Уоттса («Учет в деловой среде») и Р.Льюиса («Углубленный курс финансовой отчетности») рассматривается методика проведения аудиторских проверок. Стандарты аудиторской деятельности рассматривает Н.А. Ремизов в своих «Правилах (стандартах) аудиторской деятельности».



Глава 1. Теоретические основы аудиторской деятельности.



Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
В начале 70-х гг. XX века началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.
Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены.


1.1. Сущность аудиторской деятельности. Виды.



Согласно определению Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухучета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству. Аудит осуществляется в обязательной и инициативной форме.
Выделяют следующие виды аудита – внутренний и внешний. Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:
1) контроль за состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;
2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
4) оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.
Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Функции внутреннего аудита могут выполнять не только работники предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы.
Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом.
Основными задачами данного аудита являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.
Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, т. е. систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности. Этот вид аудита преследует три цели:
- оценка эффективности управления;
- выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;
- внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий.
Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
Аудит на соответствие требованиям. Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия, например внутренние правила контроля, установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находят отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.
Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.
Аудит финансовой отчетности и специальный аудит. Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.
Специальный аудит — это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др. Обязательный и инициативный аудит. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.
Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
Первоначальный и согласованный аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах согласованного (повторяющегося) аудита. Такое сотрудничество удобно и аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.
Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
С точки зрения развития аудит разделяется на 3 стадии и, соответственно, 3 вида:
1) подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);
2) системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);
3) аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском). С точки зрения направленности аудит подразделяется на: общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации и учреждения); банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; аудит внебюджетных фондов; аудит инвестиционных институтов и др.
Потребность в аудиторах быстро растет. Если в СССР было около 40 тысяч предприятий, то в России в условиях рыночной экономики действует несколько сотен тысяч стабильно работающих компаний и, кроме того, сотни тысяч «полуживых» и «мертвых» компаний, которые зачастую также нуждаются в аудиторском заключении. Услуги аудита дорожают.
В Москве аудит «нулевого» баланса стоит 2 тыс. долларов . Проверка небольшой торговой компании будет стоить 3-5 тыс. долларов. Аудит банков и крупных компаний оценивается десятками и сотнями тысяч долларов. В газетах пишут о крупнейшей Российской газодобываюшей компании, которая заплатила за проверку Аудиторской фирме с мировым именем чуть меньше 12 млн. долларов. Часовые ставки российских аудиторов сравнялись со ставками западных коллег.
Рост потребности в аудите при отсутствии во Временных правилах четких критериев ответственности аудитора привлек в эту Область недобросовестных людей. Работа российского бухгалтера очень сложна, трудоемка, законодательство часто меняется, ответственность велика, и иногда ошибки ведут к уголовному преследованию. Оплата самых квалифицированных бухгалтеров не превышает 2 тыс. долларов в месяц, а аудитор может за одну проверку получить в 2-3 раза больше.
Некоторые российские фирмы практикуют оплату услуг аудитора «черным налом». В договоре указывается минимальная цена, по ней рассчитывается налог на добавленную стоимость и другие налоги, а остальная часть выплачивается наличными. Ряд фирм принимает за основу оплаты услуг аудитора ставки главного бухгалтера или финансового директора.



1.2. Правовое регулирование.



В настоящее время аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", принятым Государственной Думой 13 июля 2001 года и одобренным Советом Федерации 20 июля 2001 года. В статьях Закона дается определение понятие аудиторской деятельности, аудитора, аудиторской организации, обязательного аудита, аудиторской тайны. Определены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг. Перечислены правила (стандарты) аудиторской деятельности. Указана ответственность за заведомо ложное аудиторское заключение, за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. Обозначен порядок контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, страхования при проведении обязательного аудита, аттестации на право осуществления аудиторской деятельности.
В статье 2 «Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности» обозначено, что отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Федеральному закону и иным федеральным законам. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации Федеральному закону или иному федеральному закону применяется Федеральный закон или соответствующий федеральный закон.
Другие законы и подзаконные акты, регулирующие деятельность аудиторов – это Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью».
Ранее аудиторская деятельность регулировалась Временными правилами, и в Федеральном Законе по сравнению с ними много изменений. В новой редакции Закона снято ограничение на проведение проверок предприятий и организаций, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Первоначально такую проверку могли осуществлять только аудиторские организации, в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным физическим и (или) юридическим лицам, и которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Это в первую очередь ударяло по большим аудиторским компаниям. В новой редакции Закона такие ограничения сняты. То есть фактически все возвращено в прежнее состояние, поскольку Временные правила также не содержали каких-либо ограничений по этому вопросу.
В окончательную редакцию Закона внесены изменены обязательные требования, предъявляемые к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора. Если первоначально на аттестат могли претендовать только лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, то теперь это право есть и у специалистов получивших диплом в образовательном учреждении иностранного государства при наличии свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца.



1.3. Подготовка документации.



Вся документация аудитора, подготавливаемая перед началом и в ходе проверки, относится к рабочим бумагам и помогает при планировании и выполнении аудита, контроле и обзоре аудиторской работы, она становится доказательством аудиторской работы.
Опытные аудиторы готовят рабочие бумаги полно и подробно; ими собираются:
- информация об организационной структуре предприятия; выдержки из юридических документов, соглашений и собраний или их копий;
- обоснование процесса планирования аудита на данном предприятии;
- информация о результатах изучения и оценки системы учета и внутреннего контроля (в форме описаний, документов и т.п.); анализы сделок и остатков по счетам;
- анализы важных показателей и трендов, характеризующих тенденции развития финансовых или иных процессов;
- информация о сущности, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, а также об их результатах;
- доказательства того, что выполненная ассистентами работа была проверена и проанализирована аудитором; информация о том, кто и когда выполнил аудиторские процедуры; копии бесед аудиторов с экспертами, консультантами и другими представителями третьей стороны;
- копии писем, переданных аудитором своему клиенту, в том числе по своим обязательствам и недостаткам системы внутреннего контроля;
- письма, полученные от клиента или его представителей; заключения, разъяснения, представленные аудитору, касающиеся наиболее важных аспектов аудита, в том числе различные необычные вопросы и исключения;
- копии финансовой отчетности за предыдущие отчетные периоды, а также аудиторских заключений, справок, актов по этой отчетности.
Рабочие бумаги аудитора хранятся в папках — так называемых досье на клиента. Досье разделяют на текущие, постоянные и специальные.
Текущее досье содержит документы и материалы, собранные в ходе аудиторской проверки, определение вопросов и проблем, перенесенных из предыдущего аудита, а также тех, на которые следует обратить внимание в последующем аудите.
Постоянное досье содержит информацию, важную для аудита на протяжении длительного времени. Как правило, к ней относятся:
1) организационная информация, установленная законом: данные об акционерах; данные о директорах; данные о секретаре;
2) местонахождение органа управления делами; копии устава, учредительного договора, свидетельства о регистрации;
3) информация о предприятии и его деятельности:
4) основные виды деятельности и размещение дочерних предприятий и филиалов;
5) конкретное законодательство и правила; история предприятия; сводка прошлых результатов; характеристика основного персонала; описание особенностей бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
6) схемы организации управления; схемы последовательности операций;
7) подробности договора о сотрудничестве:
8) копии договора о проведении аудиторской проверки и выполнении других работ;
9) подробности особых требований к аудиту; подробности неаудиторских услуг;
10) информация для аудита: контакты клиента; банковская информация; информация о юристах; основной аудиторский персонал; адреса мест проведения аудита;
11) важные соглашения: торговые договоры;
12) договоры о продаже в рассрочку или аренде; договоры о ссудах;
13) особенности налогообложения клиента. Специальные досье аудиторские фирмы открывают в зависимости от обстоятельств и включают в них: подшивки корреспонденции; специальные постановления, указы; налоговую документацию; данные по соблюдению законодательства и т.п.
Рабочие бумаги остаются собственностью аудитора. Аудитор вправе на основе рабочих бумаг составлять справки, однако они не могут подменять бухгалтерские записи клиента.
Аудитор должен продумать способ хранения рабочих бумаг, так как информация о клиенте конфиденциальна и разглашению не подлежит. Обычно досье на клиентов хранятся с специальном помещении аудиторской фирмы. Срок хранения рабочих бумаг определяется самим аудитором на основе возможных юридических или профессиональных последствий (возможности предъявления клиентами иска к аудиторской фирме о возмещении ущерба вследствие ошибок, небрежностей и других действий аудитора).



Глава 2. Методика проведения аудиторских проверок.



На первом этапе государственной регистрации аудиторской фирмы ее учредители (аудиторы) сталкиваются с рядом вопросов, требующих немедленного решения, так как они должны найти свое отражение в представленном на регистрацию Уставе. В соответствии с Федеральным Законом аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью.
Для реализации своих основных целей фирма, руководствуясь законодательством, а в необходимых случаях - на основе соответствующих лицензий, действует в следующих основных направлениях;
- проведение аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов;
- оказание аудиторских и бухгалтерских услуг государственным и общественным органам и организациям, предприятиям, объединениям, а также физическим лицам (гражданам) по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и другой финансовой отчетности;
- проведение работ по анализу экономической, хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономических субъектов;
- оказание консультационно-справочных услуг по вопросам экономического, финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства в форме абонементного обслуживания экономических субъектов в течение определенного отчетного периода;
- оказание услуг по автоматизации ведения бухгалтерского учета экономических субъектов;
- обучение и информационное обеспечение клиентов в сферах, относящихся к объектам уставной деятельности;
- создание и развитие собственной информационной, научно-технической, учебной и сервисной базы;
- разработка и внедрение собственного и приобретаемого у отечественных и зарубежных партнеров специального математического, информационно-логического и иного программного обеспечения в области бухгалтерского учета, аудита, экономики и права;
- оказание, в допустимых законодательством формах, иной аудиторской помощи гражданам, государственным и общественным организациям, предприятиям и их объединениям;
- благотворительная деятельность;
- иная деятельность, связанная с аудиторской, соответствующая уставным целям общества и не запрещенная законодательством.
Исходя из этих положений достаточно четко вырисовываются три основные формы работы аудиторских фирм с клиентами (юридическими лицами), это:
- непосредственное проведение обязательных или инициативных аудиторских проверок;
- абонементное годовое обслуживание предприятий;
- восстановление бухгалтерского учета и отчетности и оказание прочих услуг по бухгалтерскому учету и отчетности.
Рассмотрим более подробно каждую из этих форм, их достоинства и недостатки.



2.1. Проведение обязательных или инициативных аудиторских проверок.



Основной формой работы аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (заказчиком) является проведение аудиторской проверки с целью составления заключения аудитора (аудиторской фирмы) - документа, имеющего юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. При этом аудиторским фирмам предоставлено право самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда.
В настоящее время наиболее широкое распространение получили две формы договора, заключаемые аудиторскими фирмами (аудиторами) и экономическими субъектами, – это договор проверки бухгалтерской отчетности экономического субъекта или договор на годовое абонементное обслуживание, содержание договоров определяется в соответствиями с требованиями гл. 39 Гражданского кодекса РФ, часть 2 , как договор возмездного оказания услуг. По данному договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Исполнитель должен оказать данные услуги лично, если иное не предусмотрено данным договором. Статья 781 определяет, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. Когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг возможен в случаях, когда:
- заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;
- исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Третьей, наиболее широко используемой формой работы аудиторской фирмы является оказание различных услуг по постановке, восстановления, автоматизации бухгалтерского учета, составлению различных отчетных и справочных документов заказчика. Форма такого договора также полностью определяется положениями ст.39 ГК РФ, ч.2 . Достоинствами договора на проведение годовой аудиторской проверки экономического субъекта являются:
- четкость определения предмета договора;
- ограниченные сроки проверки;
- строго определенный порядок оплаты.
К недостаткам этой формы следует отнести строго определенную эпизодичность их необходимости, связанную с годовой отчетностью предприятия, что значительно увеличивает нагрузку на сотрудников фирмы только в период сдачи годовой отчетности.



2.2. Абонементное годовое обслуживание предприятий.



Для того чтобы иметь более равномерную загрузку сотрудников фирмы, многие аудиторские фирмы прибегают к использованию формы абонементного обслуживания. В этом случае фирма заключает долгосрочный, не менее одного года, договор с экономическим субъектом с обязательством поквартальных проверок его финансово-хозяйственной деятельности и постоянных консультаций по текущей организации учета.
Достоинства этого договора очевидны:
- исполнитель имеет постоянную годовую загрузку своих сотрудников;
исправления, выявленные в ходе проверок, своевременно вносятся в текущий учет и не влияют на годовую отчетность организации;
- заказчик получает дополнительную возможность получения консультаций по текущему учету, что очень важно в условиях постоянно меняющегося законодательства;
- гибкость системы оплаты позволяет и заказчику и исполнителю более рационально использовать свои финансовые средства для решения других задач хозяйственной деятельности фирмы.
Недостатком этой формы сотрудничества для аудиторской фирмы является то, что сложно предусмотреть все возникающие в последующем году ситуации и спрогнозировать объем работ и, соответственно, правильно определить стоимость указанных работ. Именно с этой целью предложенная форма типового договора на абонементное обслуживание предполагает уточнение окончательной стоимости договора в четвертом квартале, после выяснения всех влияющих на это обстоятельств.
На практике указанные договоры могут заключаться с предприятиями, которые не первый год обращаются к услугам данной аудиторской фирмы и интересуют последнюю в качестве постоянных клиентов. При наличии достаточного количества таких договоров аудиторская фирма и ее сотрудники приобретают определенную специализацию своей деятельности и все меньше прибегают к заключению разовых договоров.
Последняя форма работы аудиторских фирм в настоящее время только развивается, хотя и является одной из перспективных. В условиях насыщения рынка аудиторских услуг в ближайшие годы многие из них вынуждены будут перейти в основном на деятельность по оказанию самого разного спектра аудиторских и бухгалтерских услуг, в том числе полному ведению бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, частных фирм и индивидуальных предпринимателей.
Основным недостатком этой формы работы является большая трудоемкость полного ведения учета, включающая одновременно составление и сдачу массы квартальных отчетов в различные контролирующие инстанции. Именно эти условия, с одновременным непониманием большинства руководителей перспективности такого ведения дел и желанием видеть в коллективе только "своего" бухгалтера, тормозят развитие этого направления аудиторской деятельности в РФ, хотя оно находит широкое применение в странах с рыночной экономикой, где существует разрозненная сеть частных фирм, занимающихся только оказанием услуг в области ведения бухгалтерского учета.




2.3. Восстановление бухгалтерского учета и отчетности и оказание прочих услуг по бухгалтерскому учету и отчетности.



Восстановление бухгалтерского учета - это комплекс мер по восстановлению запущенного учета на основании уже имеющихся первичных документов или вновь созданных и приведение учета в соответствие с требованиями действующего законодательства о бухгалтерском учете.
Восстановление бухгалтерского учета может включать в себя:
- сортировку и обработку первичной документации, восстановление бухгалтерских проводок;
- анализ первичных документов организации на предмет их соответствия законодательству;
- проверку правильности оформления необходимых регистров, восстановление и составление учетных регистров;
- проверку правильности исчисления налогов и составления налоговых деклараций;
- подготовку бухгалтерской отчетности организации в соответствии с требованиями действующего законодательства и защита ее в ИМНС.
- восстановление бухгалтерского учета может производится в полном объеме, или частично, то есть восстановление отдельных запущенных участков.
Стоимость услуг и длительность процедуры восстановления определяется для каждого предприятия индивидуально в зависимости от следующих показателей: объема восстановительных процедур, количества видов деятельности организации, объема документооборота и наличия документов.
Эта форма работы аудиторских фирм в настоящее время только развивается, хотя и является одной из перспективных. В условиях насыщения рынка аудиторских услуг в ближайшие годы многие из них вынуждены будут перейти в основном на деятельность по оказанию самого разного спектра аудиторских и бухгалтерских услуг, в том числе полному ведению бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, частных фирм и индивидуальных предпринимателей.
Основным недостатком этой формы работы является большая трудоемкость полного ведения учета, включающая одновременно составление и сдачу массы квартальных отчетов в различные контролирующие инстанции. Именно эти условия, с одновременным непониманием большинства руководителей перспективности такого ведения дел и желанием видеть в коллективе только "своего" бухгалтера, тормозят развитие этого направления аудиторской деятельности в РФ, хотя оно находит широкое применение в странах с рыночной экономикой, где существует разрозненная сеть частных фирм, занимающихся только оказанием услуг в области ведения бухгалтерского учета.



Глава 3. Сравнительный анализ деятельности российских и зарубежных аудиторских компаний.



Первые аудиторские компании появились в России в начале 90-х — когда под выдаваемые на те или иные цели кредиты западные инвесторы требовали со своих российских партнеров под их бизнес-проекты заключения аудиторских компаний. Поскольку авторитетных аудиторов в России тогда еще не было, свободную нишу быстро заняли известные в мире западные же аудиторские компании. После некоторого отсева их на российском рынке осталось пять — так называемая «большая пятерка»: Pricewaterhouse Coopers, Arthur Andersen, Ernst & Young, KPMG и Deloitte & Touche. И на сегодня эти фирмы являются основными игроками на российском рынке — их доля, по разным оценкам, составляет 65—75% от общего объема выручки. Что и понятно: за их плечами десятилетний, если не столетний, опыт работы, наличие четко разработанных методик аудиторских проверок, квалифицированный персонал и международные связи.
Члены большой пятерки все время присутствия на российском рынке оставались и остаются крайне закрытыми структурами. Они предпочитают не делиться сведениями о состоянии своих дел. Поэтому при составлении рейтингов их, как правило, выводят за скобки. Отмечая лишь, что захваченные ими уже упомянутые 65—75% российского рынка аудита — это около $300 млн. в год.
Оставшаяся доля отечественного рынка аудиторских и консалтинговых услуг, распределяется примерно между двумя-тремя тысячами реально работающих компаний, всего аудиторских лицензий Минфин выдал около шести тысяч.
Западные компании работают по анкетному принципу. Каждый час работы оплачивается и по нему отчитываются.
Специалист работает на конвейере. Многие этого не выдерживают, несмотря на высокую оплату. Это одна из причин, по которой в крупнейших западных аудиторских компаний наблюдается очень высокая текучесть кадров.
Но у конвейера есть и большие плюсы. Четко отлаженный бюрократический аппарат в организациях способствует существенному повышению производительности труда.
Российские аудиторские компании могут пойти по этому принципу организации труда. Так, например, в аудиторской компании «Юникон» работа построена именно по этому принципу. Может быть, в большой степени, это определяет и то, что компания является первой по объемам выручки компанией в сфере аудита.
Одним из путей борьбы с «Большой пятеркой» является налаживание маркетинговых и информационных отделов. Высокие темпы экономического роста говорят о том, что у аудиторов объем работы в ближайшие годы значительно возрастет, то есть надо направлять усилия на поиск перспективных клиентов. Слияния, поглощения слабых сильными также приведут к увеличению объемов выручки крупных аудиторских компаний.
Безраздельное властвование «Большой пятерки» на российском рынке продлится недолго. Но к этому должны в большой степени приложить руку и органы законодательной и высшей исполнительной власти.
Российское правительство получало западные кредиты по технической помощи на реформирование законодательной базы в области бухгалтерского учета и на ее создание в области аудита, и не только. Но кредиты эти выдавались с такими условиями, что работать за них над этой технической помощью должны западные аудиторские компании. Поэтому видно, что условия на которых они выдавались были весьма выгодны для нынешних лидеров аудита.
Относительно недавно к работе с этими деньгами по этому виду деятельности подпустили первые российские аудиторские организации, такие как «Юникон», ФБК и «Росэкспертиза».
Данный вид деятельности был основным источником доходов для западных аудиторских компаний и остается им и сейчас. При этом они до сих пор не интересуются российским аудитом в целом как серьезным видом деятельности, а занимаются переделом крупнейших российских клиентов – сырьевых компаний. Хотя это и связано с тем, что в начале 90-х, когда к отчетности на западе требовалось приложенное аудиторское заключение, а российских фирм, способных работать с такими гигантами как Газпром, Лукойл, РАО ЕЭС и др. не было и за этот «кусок» уцепились западные компании. Но это говорит и о том, что Россию они воспринимают исключительно как сырьевую и не видят перспектив.
Сейчас ряд специалистов отмечает, что российский аудиторский рынок получает международное признание. До тех пор пока российские предприятия и кредитные организации не перейдут на международную систему финансовой отчетности, а у аудиторских фирм не будет практики составления заключения по МСФО, наши компании не смогут конкурировать с иностранными аудиторскими фирмами.



Заключение.



Целью нашего исследования было показать основные моменты в процессе становления, современном положении российского аудита. Мы пришли к следующим выводам.
Для успешного проведения аудиторских проверок, вообще для осуществления аудиторской деятельности необходимо обладать значительным объемом знаний. Поскольку подобный вид услуг появился в России относительно недавно, рынок аудиторской деятельности во многом хаотичен.
Аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность в нем возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Аудиторская деятельность регулируется Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» (2001 г.). Другие законы и подзаконные акты, регулирующие деятельность аудиторов - Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью».
Вся документация аудитора, подготавливаемая перед началом и в ходе проверки, относится к рабочим бумагам и помогает при планировании и выполнении аудита, контроле и обзоре аудиторской работы, она становится доказательством аудиторской работы.
Существуют разные виды аудита, определяемы его целями – обязательный, инициативный (добровольный), согласованный (повторяющийся), (производственный); управленческий, аудит хозяйственной деятельности, аудит на соответствие требованиям, аудит финансовой отчетности, специальный аудит.
С точки зрения развития аудит разделяется на три стадии и, соответственно, три вида: подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит, аудит, базирующийся на риске.
С точки зрения направленности аудит подразделяется на: общий аудит; банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; аудит внебюджетных фондов; аудит инвестиционных институтов и др.
Российский аудиторский рынок получает международное признание. До тех пор пока российские предприятия и кредитные организации не перейдут на международную систему финансовой отчетности, а у аудиторских фирм не будет практики составления заключения по МСФО, наши компании не смогут конкурировать с иностранными аудиторскими фирмами.
В заключение хочется сказать о том, что отечественные компании, работающие на этом рынке должны еще многое сделать, чтобы российский аудит стал таковым, каковым он является на западе – престижным, высокоприбыльным и профессиональным.




Литература:



1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". М., Лекс Аудит, 2001.
2. Гражданский кодекс РФ. М., Лекс Аудит, 2001.
3. Налоговый кодекс РФ. М., Лекс Аудит, 2002.
4. Трудовой кодекс РФ. М., Лекс Аудит, 2002.
5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». М., Лекс Аудит, 2002.
6. Андреев В. Д. Практический аудит / Справочное пособие.— М.: Экономика, 2001.
7. Арене Э. А., Лоббек Дж. К. Аудит.— М.: Финансы и статистика, 2000.
8. Аудит в России / Под ред. Ю. А. Данилевского.— М., 2000.
9. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит. - М.: ИНФРА-М, 2001.
10. Суйц В. П., Смирнов Н. Б. Основы российского аудита. - М.: Анкил, 1997.
11. Пятенко С. В. «Выбор аудитора и консультанта». – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
12. Правила (стандарты) аудиторской деятельности: Все 38 стандартов/Составитель и автор комментария Н.А. Ремизов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.
13. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит (на основе нового плана счетов). Теоретические основы аудита. Методика проведения аудиторской проверки. Методика управленческого аудита. М.: ПРИОР, 2002.
14. Богатенко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2001.
15. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2001.
16. "Аудит и финансовый анализ". №1, 2001 г./Правовые основы аудиторской деятельности и методика проведения аудита. Кудряшов Д.А.,
Нигматуллина З.Х.
Hosted by uCoz